Творческая дуэль: Когда искусство встречается с наукой
Дуэлянты обычно считаются соперниками. Но в нашем контексте они – это творцы, с которыми мы вступаем в необычную дуэль, чтобы наслаждаться их творениями.
Леонардо да Винчи и его «Витрувианский человек»
«Витрувианский человек» (лат. Homo vitruviano) — это знаменитый рисунок работы Леонардо да Винчи, датированный 1490–1492 годами. Изображение создано как иллюстрация к трудам древнеримского архитектора Витрувия. На рисунке представлен обнаженный мужчина в двух разных позициях: с руками, разведенными в стороны и ногами, помещёнными в окружность, и с руками и ногами, которые сведены вместе, в рамках квадрата. Этот шедевр одновременно является вкладом в искусство и науку теневого Ренессанса, регулярно именуемым «каноническими пропорциями». Ныне этот рисунок принадлежит коллекции Галереи Академии в Венеции.
Александр Пономарев и его «Ветрувианский человек»
«Ветрувианский человек» Александра Пономарева — это уникальная художественная конструкция, созданная для перформанса, который воплотился в Арктике. Художник разработал увеличенную версию ветроуказателя, известного как «колдун». Это устройство представляет собой конус из легкого, но прочного материала, прикрепленного к металлическому кольцу, размеры которого соответствуют пропорциям фигуры на знаменитом эскизе Леонардо да Винчи.
Установив его между мачтами исследовательского судна Российской академии наук, Пономарев сам занял позицию внутри конструкции, наподобие позы Витрувианского человека. Таким образом, возник символический образ «ветрувианского человека». По его словам, это явилось средством для диалога с классическими традициями, представляющих отражение их значимости в современном мире.
Перформанс Пономарева не только подчёркивает его уважение к великому Леонардо, но и открывает новые горизонты в понимании связи между природой и человеком. Взгляд на классическое искусство через призму современности позволяет иначе оценить взаимодействие гения прошлого и творческого мышления настоящего.