Пленэр на берегах Оки, Волги и Ладожского озера

Изображения берегов Оки, Волги, Ладожского озера, Финского залива и Черного моря запечатлены на многих произведениях искусства. В XIX–XX веках многие художники посещали эти живописные места для работы на пленэре или даже переселялись сюда для постоянного проживания. Путешествуйте вместе с Исааком Левитаном, Ильей Репиным и Константином Коровиным в поисках вдохновения, открывая красоты, которые перенесли на свои полотна такие мастера, как Архип Куинджи и Василий Поленов.

Художественные свершения на Валааме

Архип Куинджи. Ладожское озеро. 1873. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Архип Куинджи. На острове Валаам (фрагмент). 1873. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Архип Куинджи. На Валааме (фрагмент). 1873. Национальный музей Чеченской Республики, Грозный

В середине XIX века игумен Валаамского монастыря на Ладожском озере, отец Дамаскин, активно развивал обитель. Он построил новые скиты, церкви, дома и удобные дороги, что привлекало множество паломников и художников в это место. Благодаря своим ученикам Академии художеств, Архип Куинджи познакомился с красотами Валаама и посетил его в 1871 году. Это оказало значительное влияние на его творчество, начав заслуженное признание.

Особое внимание Куинджи уделял игрой света и тени, что стало ключевым элементом его картин. Его знаменитое полотно "На острове Валаам" заложило основу для его дальнейших творчества. Коллекционер Павел Третьяков купил эту работу, что принесло художнику известность и позволило ему жениться на Вере Кетчерджи.

Усадьба «Пенаты» Ильи Репина

Илья Репин. Конец черноморской вольницы (фрагмент). 1900-е. Частное собрание

Илья Репин. Автопортрет с Натальей Нордман (фрагмент). 1903. Художественный музей Атенеум, Хельсинки, Финляндия

Илья Репин. Портрет Марии Андреевой (фрагмент). 1905. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск, Республика Беларусь

В 1899 году Илья Репин приобрел участок земли в сельской местности недалеко от Петербурга, названный "Пенаты" в честь древнеримских домашних богов. В его усадьбе часто гостили писатели и художники, и Репин регулярно устраивал открытые званые обеды и встречи, создавая уникальное сообщество коллег и друзей.

"Пенаты" стали центром культурной жизни, где Репин жил и работал, окруженный природой и искусством.

Бехово и мастерская Василия Поленова

Василий Поленов. Мария пошла в Нагорную страну (фрагмент). Из цикла картин «Из жизни Христа». 1894. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, Омск

Василий Поленов. Стынет. Осень на Оке близ Тарусы (фрагмент). 1893. Частное собрание

Василий Поленов. Дом Поленовых в Бехове (фрагмент). Плёсский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Плёс, Ивановская область

Василий Поленов, очарованный живописными пейзажами берегов Оки, обосновал свою усадьбу в Бехово в 1890 году. Здесь он построил свою мастерскую и другие здания в разнообразных архитектурных стилях.

Его "Аббатство" стало культурным центром, где художник работал над своими картинами и развивал проекты, обучал основам живописи и делился опытом с посетителями из разных уголков России.

Исаак Левитан и Плёс

Исаак Левитан. Вечер. Золотой Плёс (фрагмент). 1889. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Исаак Левитан. Тихая обитель (фрагмент). 1890. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Исаак Левитан. После дождя. Плёс (фрагмент). 1889. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Весной 1888 года Исаак Левитан отправился в путешествие на поиски новых вдохновений для своих картин. Он посетил городок Плёс в Костромской губернии, в который влюбился с первого взгляда из-за его живописности и тишины. Здесь он провел два лета, создав множество картин, включая "Тихую обитель" и "Вечер. Золотой Плёс".

Константин Коровин и «Саламбо»

Константин Коровин. Балкон в Крыму (фрагмент). 1910. Ульяновский областной художественный музей, Ульяновск

Константин Коровин. Крым. Гурзуф (фрагмент). 1917. Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова, Уфа

Константин Коровин. Гурзуф вечером (фрагмент). 1912. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Константин Коровин был очарован атмосферой Крыма и в 1910 году приобрел участок в Гурзуфе, назвав свою дачу "Саламбо". Работая в этом живописном месте, он создавал утренние, дневные и вечерние этюды, описывая свои впечатления на холсте. Среди его произведений из этого периода - "Балкон в Крыму" и "Гурзуф вечером". Его дом часто принимал гостей из мира искусства, создавая неповторимую творческую атмосферу.