Искусство и жизни Александра Савинова: Погружение в забытое творчество
«Отойдите от картины» – фраза, часто слышимая в музеях, но в передаче на радиостанции «Серебряный дождь» ей дано новое значение: «назад, чтобы увидеть всё во всей его полноте». Программу ведёт Елена Шарова, куратор Музея русского импрессионизма. В каждом выпуске она и её гости обсуждают темы, связанные с искусством. Сегодня особое внимание уделяется жизни и работам Александра Савинова, саратовского художника, чьё имя незаслуженно забыто.
Александр Савинов. Мальчик над Волгой. 1902. Ярославский художественный музей, Ярославль
Возрождение имени Савинова
Куратор выставки Анастасия Винокурова, научный сотрудник Музея русского импрессионизма, рассказывает о том, как Савинов оказался в центре внимания музея. Савинов – мастер с богатым художественным наследием. Он окончил Императорскую Академию художеств, учился у Кордовского и Репина, что обеспечивает ему высокую оценку. Однако, вместо того, чтобы следовать моде того времени и ехать в Париж, Савинов выбрал Италию, очарованный искусством старинных мастеров. Именно здесь он обрел вдохновение для своих известных картин, таких как «Купальщицы в оливковой и апельсиновой рощице».
Учеба и вдохновение
Савинов не только путешествовал по Италии, но и исследовал древние культуры, посещая места, такие как Помпеи, которые явно отразились на его творчестве. У него было уникальное видение, в котором он сочетал классические элементы с собственными идеями, что сделало его работы действительно уникальными.
Саратовская школа и место Савинова в ней
Саратов играл важную роль в жизни Савинова. Будучи значительным культурным центром, Саратов, его художественные школы и музеи формировали художника с молодости. Савинов вместе с другими художниками, такими как Борисов-Мусатов и Кузнецов, создавал уникальное течение, известное как Саратовская школа, которое оказало значительное влияние на российское искусство.
Живопись Савинова включает экспериментальные методы, например, использование обратного черенка кисти по сырому красочному слою для создания текстур. В его картинах отчётливо виден отличающийся от привычного академического стиля дробный мазок и элементы незавершённости, присущие мастерам французского импрессионизма. Это делает работы Савинова неординарными даже по сравнению с его современниками.
Личное и профессиональное
Знакомство с Лией Цитовской имело огромное влияние на его жизнь и творчество. Лия, отказавшаяся от своей карьеры ради Савинова, оставила своей семье и следовала за художником по миру. Вместе они вырастили двоих сыновей, один из которых также стал художником. Этот период был полон творческой свободы и счастья, что нашло отражение в работах Савинова этого времени.
Наследие Савинова и влияние на современность
Сегодня наследие Савинова изучается и выставляется в крупнейших российских музеях. Его работы, хранящиеся в Радищевском музее и других учреждениях, продолжают вдохновлять молодых художников. В выставках используются интерактивные элементы, такие как специальные ароматы, которые усиливают восприятие его произведений. Более того, благодаря усилиям его потомков и музеев, работы Савинова остаются актуальными и доступны широкой аудитории.
Александр Савинов. Портрет Лии Цитовской. 1909. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Выставка работ Савинова продолжает привлекать интерес, позволяя зрителям не только познакомиться с его искусством, но и почувствовать живую связь с историей русской живописи.