Выставка «Русский Йорданс» в ГМИИ им. А.С. Пушкина
В Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина открылась экспозиция «Русский Йорданс», которая собрала практически все произведения Якоба Йорданса, находящиеся в российских музейных коллекциях. В этой статье мы рассмотрим, почему Йорданс является значимой фигурой в фламандской живописи и как его работы оказались в России.
Истоки фламандской школы живописи
Питер Пауль Рубенс. Лот с семьей, покидающий Содом. 1615. Музей Мартина фон Вагнера, Вюрцбург, Германия
Фламандская живописная школа развивалась в контексте исторических и политических изменений XVI и XVII веков, особенно из-за буржуазной революции в Нидерландах. В это время Нидерланды отделились, став независимыми, тогда как Бельгия осталась под властью Испании. Преобразования в обществе и экономике сменили акценты в искусстве, где фламандские художники сосредоточились на религиозных и мифологических темах.
В противоположность этому, голландские мастера избрали более сдержанный стиль, уделяя внимание светским сюжетам и повседневной жизни, тогда как фламандцы, такие как Рубенс, создавали более пышные, богато оформленные произведения.
Питер Пауль Рубенс и Якоб Йорданс
Питер Пауль Рубенс был признанным лидером фламандской школы и влиятельной фигурой для его окружения, в том числе для Якоба Йорданса. Йорданс, ученик Рубенса, со временем стал знаменитым за свои динамичные, многозначные произведения.
Якоб Йорданс. Пир Клеопатры (фрагмент). 1653. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Карьерный путь и стиль Якоба Йорданса
Знаменитый фламандский живописец Якоб Йорданс занимал заметное место в художественной иерархии после Рубенса и Ван Дейка. Хотя его работы часто критиковались за чрезмерность, они были одновременно пленительными благодаря своей энергичности и зрелищности.
Якоб Йорданс. Автопортрет с родителями, братьями и сестрами. Около 1615 года. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Йорданс создавал множество произведений, включая сцены из повседневной жизни, библейские сюжеты и сложные гобелены. Он стал известен благодаря своим изображениям обильных застолий и порой даже вульгарной непосредственности своих персонажей.
После обращения к протестантизму в середине XVII века Йорданс переосмыслил свой стиль, добавив в него более темные тона и наставнические мотивы. Одной из его центральных работ стал «Бобовый король» — визуальное отражение народных праздников.
Как работы Йорданса попали в Россию
Якоб Йорданс. Бобовый король. Около 1638 года. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Основные работы Йорданса, представленные в Пушкинском музее, прибыли в Россию в XVIII веке благодаря императрице Екатерине II, которая приобретала картины для своей коллекции. Эрмитажная коллекция, включающая более 500 произведений, считается крупнейшей в России.
После Октябрьской революции и национализации частных коллекций Эрмитаж пополнился новыми работами, включая "Бобового короля." Эта картина, наряду с другими произведениями Йорданса, демонстрирует барочную пышность и народный характер.