Перекресток искусства и технологий
До 5 июля в Государственном Русском музее проходит выставка «Поколение тридцатилетних в современном русском искусстве». На ней представлены работы миллениалов — художников, рождённых в промежутке с 1980-х до конца 1990-х годов. Эти авторы стремятся отходить от традиционных норм, выражая свою индивидуальность и создавая уникальный художественный язык. В своих произведениях они часто используют нестандартные материалы, такие как гвозди, арматура и 3D-принтеры. Куратор выставки, Анастасия Карлова, объясняет, что движет этими художниками.
Цифровое против человеческого
Миллениалы — поколение, выросшее на стыке аналоговой и цифровой эпох, четко осознают различия между виртуальной и реальной жизнью. Этот конфликт отражается в их искусстве. Работы Владимира Абиха олицетворяют бесконечный поток информации и влияние виртуальной среды на нашу реальность. Используя технику стерео-варио, его серия «Поток-3» демонстрирует, как постоянная смена изображений в социальных сетях становится информационным шумом, в котором утрачивается то, что действительно имеет значение.
Егор Крафт в своих проектах также использует потенциал искусственного интеллекта. Его работа «Контент-ориентированные исследования» представляет себе комбинацию античных образов с инновационными элементами. Это задаёт вопрос: возможно ли, что искусственный интеллект в будущем заменит профессиональных художников?
Иван Тузов, со своей стороны, объединяет цифровую эстетику со старейшими художественными техниками, создавая пиксельные картины в стиле восьмибитных мозаик.
Материальные аспекты в искусстве
Многие представители поколения миллениалов, проживающие в цифровом мире, стремятся к аналоговым методам выражения себя через искусство. Это стало основой международного движения пост-интернет-искусства, где художники создают осязаемые объекты, вдохновленные цифровой средой. Например, Максим Свищев, признанный медиахудожник, вылепливает скульптуры-эмодзи из полимерной глины, переводя привычные интернет-образы в физическую форму.
Петр Дьяков, в своих скульптурах, использует слепки собственных рук, чтобы акцентировать внимание на процессе человеческого творчества.
Саша Браулов в своих работах привлекает внимание к архитектуре 1920–30-х годов, вышивая изображения зданий на ткани. Надежда Косинская, обыгрывая классическую технику, создает картины с использованием гвоздей в своей работе.
Искусство в городской среде
Уличное искусство стало одним из основополагающих способов самовыражения среди миллениалов. Стрит-арт, включающий не только граффити, но и уличные скульптуры, инсталляции, стикеры и постеры, стал частью городской культуры. Художники, такие как Покрас Лампас, известны своими монументальными композициями, украшающими европейские улицы. Его техника, объединяющая каллиграфию и граффити, раскрывает новые художественные горизонты.
Павел Плетнев в своем проекте «Атомизация» исследует городской ландшафт, создавая фанерные «окна», каждое из которых рассказывает свою историю. Работы Владимира Абиха, помещенные на стены домов Санкт-Петербурга, предлагают переосмысление современного городского пространства.
Изменчивость и гибкость мышления
Постоянная смена интересов и стремление к новизне характеризует миллениалов. Они ценят личностное развитие и свободное движение между различными областями деятельности. Об этом размышляет Семен Мотолянц в своей инсталляции «Работа», где отображает монотонный труд как клетку, в которую человек может быть заключен.
Саморефлексия и личные переживания
Миллениалы склонны к саморефлексии и исследованию внутренних чувств и переживаний. Это проявляется в их склонности к индивидуализму, который стал частью их искусства. Например, Ася Маракулина в своем проекте «Отличница» исследует феномен перфекционизма, в то время как Лиза Бобкова использует образы монстров, чтобы передать свои детские страхи.
Ностальгические мотивы
Тема воспоминаний и ностальгии играют ключевую роль в творчестве миллениалов, которые часто обращаются к своим корням и детским воспоминаниям. Иван Плющ создает картины, которые подчеркивают неуловимость времени, а Марина Стахиева исследует воспоминания своих родителей, обращаясь к семейным историям и обретая связи между прошлым и настоящим.