Традиции создания красок в древней Руси
В старину на Руси иконописцы и народные мастера вынуждены были своими руками создавать краски. Изготовление пигментов было сложным процессом, зачастую полным опасностей и занимавшим больше времени, чем сама живопись. Мы расскажем о старинных красках, их происхождении, а также о преимуществах перед современными масляными красками.
Старинные технологии и материалы
Иконы и фрески считаются первыми произведениями искусства на Руси. Разные методы использовались для их написания: иконы наносились на деревянную поверхность, обработанную левкасом (смесь мела и клея), а фрески — на сырую штукатурку. Обе произведения часто писались темперными красками, популярными еще с древних времен, например, в Египте, где ими расписывали саркофаги.
Краски изготавливали с использованием порошковых пигментов, растворенных в природных эмульсиях. Одной из самых распространенных таких эмульсий был яичный желток, который «томили» в теплом месте для улучшения свойств. В смесь могли добавляться консервирующие вещества, такие как квас или эфирное масло, чтобы замедлить процесс порчи.
Изготовление и примеры пигментов
Пигменты привозили из Византии и Венеции, а также добывали из местных природных источников. Например, красный цвет получали из насекомых кошенили, а cажа использовалась для создания черной краски. Желтую охру изготавливал из местных глин и оксидов железа. Белила, полученные из свинца, требовали длительного времени для обработки.
Синий и зеленый пигменты добывались из минерального сырья, таких как глауконит и лазурит. Разные компоненты придавали пигментам различные свойства, что определяло их применение в живописи.
Преимущества и вызовы
Темперные краски требовали мастерства и времени: они быстро высыхали и плохо смешивались. Однако затвердевший слой был устойчив к трещинам и не смывался. Темперой расписывали глиняные игрушки без дополнительного покрытия. Иконы защищали от гниени и влаги, покрывая их льняным маслом, что давало устойчивость, но добавляло желтоватый оттенок.
В XV веке в Европе появился новый тип красок на масляной основе, которые не сохли преждевременно и хорошо перемешивались. Через два столетия на Руси они широко использовались в живописи и декоративно-прикладном искусстве.
Тем не менее, в иконописи темперные краски сохраняют популярность: их основа на яичном желтке, казеино-масляных или акриловых эмульсиях делает их более стойкими по сравнению с масляными.