«Художник — это рука, которая с помощью разных инструментов приводит в движение человеческие чувства».
Художник на фоне картины «Маленькие радости». 1913 год
16 декабря 1866 года родился Василий Кандинский — живописец, теоретик искусства, пионер абстракционизма, изменивший привычные взгляды на живопись. Его работы хранятся в музеях по всему миру, а его творческое наследие продается на аукционах за миллионы.
Начало пути: от науки к живописи (1866–1895)
Василий Кандинский появился на свет в Москве в семье предпринимателя. В пятилетнем возрасте его семья переехала в Одессу, где он получил классическое образование и начал изучать музыку и живопись.
Родители планировали, что он станет юристом, и он последовал их совету. Василий окончил юридический факультет МГУ с отличием, учился на преподавательской должности, но в 1896 году решил оставить право ради творчества.
Становление художника (1896–1911)
Кандинский завершил свою научную карьеру, чтобы полностью посвятить себя живописи. Будучи вдохновленным картинами Монэ и операми Вагнера, он отправился в Германию учиться в частной художественной школе Антона Ажбе, а позже — в Мюнхенскую академию живописи.
Он создал группу «Фаланга», где не только выставлялся, но и преподавал. Знакомство с Габриэлой Мюнтер, своей будущей женой, произошло именно в этом коллективе. Пара путешествовала по Европе, Америкам и России, экспериментируя в различных жанрах.
Период «Синего всадника» (1911–1914)
Произведение "Синий всадник" воплотило в себе художественные поиски Кандинского и его друзей. В них воплощалась идея ассоциации цвета с эмоциями, исследуемая через романтические теории и теософию.
В своей студии Кандинский ставил науку в основание творчества и стремился интегрировать современные идеи в искусство. Он выпустил книгу «О духовном в искусстве», закрепив первую теоретическую базу абстракции.
Баухаус и Парижские годы (1922–1944)
Кандинский преподавал в Баухаусе, сочетая искусство с геометрией, символом которой стал круг. Закрытие школы нацистами вынудило его окончательно переселиться в Париж.
В Париже, несмотря на холодную встречу, он продолжал разрабатывать новые формы искусства, представляя их с позиций конкретного искусства, которое противопоставлял естественной реальности.
Кандинский и музыка
Кандинский стремился соединить цвет, музыку и театральное искусство. Он создавал композиции, в которых гармонично сочетались все эти элементы, увековечивая их в своем либретто.