«Художник — это рука, которая с помощью разных инструментов приводит в движение человеческие чувства».

 

Художник на фоне картины «Маленькие радости». 1913 год                                                                                                

16 декабря 1866 года родился Василий Кандинский — живописец, теоретик искусства, пионер абстракционизма, изменивший привычные взгляды на живопись. Его работы хранятся в музеях по всему миру, а его творческое наследие продается на аукционах за миллионы.

Начало пути: от науки к живописи (1866–1895)

Василий Кандинский появился на свет в Москве в семье предпринимателя. В пятилетнем возрасте его семья переехала в Одессу, где он получил классическое образование и начал изучать музыку и живопись.

Родители планировали, что он станет юристом, и он последовал их совету. Василий окончил юридический факультет МГУ с отличием, учился на преподавательской должности, но в 1896 году решил оставить право ради творчества.

Становление художника (1896–1911)

Кандинский завершил свою научную карьеру, чтобы полностью посвятить себя живописи. Будучи вдохновленным картинами Монэ и операми Вагнера, он отправился в Германию учиться в частной художественной школе Антона Ажбе, а позже — в Мюнхенскую академию живописи.

Он создал группу «Фаланга», где не только выставлялся, но и преподавал. Знакомство с Габриэлой Мюнтер, своей будущей женой, произошло именно в этом коллективе. Пара путешествовала по Европе, Америкам и России, экспериментируя в различных жанрах.

Одесса. Порт. 1898. Государственная Третьяковская галерея 

Ахтырка — Темное озеро. 1901. Мюнхен, Германия. Городская галерея в Ленбаххаусе

Изар около Гроссхессолоэ. 1901. Мюнхен, Германия, Городская галерея в Ленбаххаусе

Синий всадник. 1903. Цюрих. Частная коллекция

Период «Синего всадника» (1911–1914)

Произведение "Синий всадник" воплотило в себе художественные поиски Кандинского и его друзей. В них воплощалась идея ассоциации цвета с эмоциями, исследуемая через романтические теории и теософию.

В своей студии Кандинский ставил науку в основание творчества и стремился интегрировать современные идеи в искусство. Он выпустил книгу «О духовном в искусстве», закрепив первую теоретическую базу абстракции.

Картина с тремя пятнами. 1914. Мадрид, Испания. Коллекция баронессы Тиссен 

Баухаус и Парижские годы (1922–1944)

Кандинский преподавал в Баухаусе, сочетая искусство с геометрией, символом которой стал круг. Закрытие школы нацистами вынудило его окончательно переселиться в Париж.

В Париже, несмотря на холодную встречу, он продолжал разрабатывать новые формы искусства, представляя их с позиций конкретного искусства, которое противопоставлял естественной реальности.

Синий круг. 1922. Нью-Йорк, Музей Соломона Гуггенхайма

Кандинский и музыка

Кандинский стремился соединить цвет, музыку и театральное искусство. Он создавал композиции, в которых гармонично сочетались все эти элементы, увековечивая их в своем либретто.