140-летие Николая Фешина: персональная выставка в Третьяковской галерее
В 2021 году исполнилось 140 лет со дня рождения выдающегося художника Николая Фешина. К этой значимой дате в Третьяковской галерее открылась персональная выставка, где представлено более 50 произведений мастера, включая картины, скульптуры и рисунки. Среди экспонатов — известный портрет Вари Адоратской, ставший символом его творческого наследия.
Ранние годы и обучение
Николай Фешин начал проявлять талант к рисованию с юных лет, обучаясь у своего отца, Ивана Фешина, который создавал иконостасы. В возрасте девяти лет Николай начал помогать ему, а уже в четырнадцати поступил в Казанскую художественную школу. Позже он продолжил обучение в престижной Академии художеств в Санкт-Петербурге, где искусство ему преподавал сам Илья Репин. Во время учёбы Фешин получил первую награду за работу «Выход из катакомб после моления» в 1903 году.
Важные работы и достижения
Одним из известных произведений, созданных в стенах Академии, стала картина «Черемисская свадьба», за которую в 1909 году он был удостоен первой премии имени Архипа Куинджи. Эту картину выставляли в Мюнхене и Институте Карнеги в США. Талант Фешина позволил ему продолжить обучение за границей, посетив Германию, Италию и Францию.
Творчество и портреты
После возвращения в Казань в 1910 году, Фешин начал преподавать и создавать портреты на заказ. Особое место в его работах занимают детские образы. В 1910-х он создал портреты «Портрет девочки», «Катенька», демонстрируя уникальные индивидуальные характеристики своих моделей.
Техника и стилистика
Фешин использовал многоцветную палитру с пастозной техникой, что помогало подчеркнуть динамику и живость детских черт. Эта особенность делает его работы уникальными и узнаваемыми в истории искусства.
Портрет Вари Адоратской
Произведение Николая Фешина — портрет Вари Адоратской, дочери революционера Владимира Адоратского, стало результатом встречи с девочкой в мастерской ее тети, Надежды Сапожниковой. Фешин планировал портрет в другой композиции, но нашел вдохновение в образе Адоратской.
Создание шедевра
Варвара позировала художнику трижды в неделю. Согласно ее воспоминаниям, «Фешин активно работал кистью, меняя детали». Использовая богатую палитру и заинтересованный подход, он завершил портрет в мае 1914 года.
Судьба картины
Изначально Фешин хотел продать портрет семье Адоратских, но картина была куплена Надеждой Сапожниковой и осталась у нее. После возвращения семьи в Россию и смерти Сапожниковой, коллекция и портрет были переданы Варваре. Впоследствии портрет оказался в коллекции Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан после смерти Адоратской в 1964 году.
Выставка Николая Фешина в Третьяковской галерее — это дань уважения его вкладу в мировую художественную культуру и уникальному стилю, который продолжает вдохновлять и сегодня.