23 декабря 1799 года на свет появился Карл Брюллов. Он был потомком скульптора из Франции Поля Брюлло и стал одним из семерых братьев и сестер. Семья оказалась весьма творческой: братья Павел, Иван и Федор стали художниками, а Александр выбрал путь архитектора. Однако, наибольшую известность получил именно Карл за создание картины "Последний день Помпеи" в 1833 году, которая стала главным трудом его жизни. Рассмотрим, как создавалось это произведение искусства.

Карл Брюллов. Автопортрет. 1836

Карл Брюллов. Автопортрет. 1836

История создания полотна

Идея для написания картины "Последний день Помпеи" возникла у Брюллова во время его пребывания в Италии, куда он направился в 1822 году по поручению Императорской Академии художеств. Вместо планируемых четырех лет, он жил в Италии на протяжении 13 лет.

Сюжет картины основан на драматической катастрофе, которая поразила древний город Помпеи у подножия Везувия. 24 августа 79 года н. э. извержение вулкана уничтожило город и унесло жизни более двух тысяч человек.

Увлечение археологическими раскопками Помпеи началось в 1748 году благодаря военному инженеру Рокке де Алькубьерре. Эти события вдохновили многих деятелей искусства. В 1825 году вышла опера, посвященная гибели города, а в 1834 году был опубликован роман Эдварда Бульвер-Литтона на ту же тему.

В 1827 году Брюллов посетил раскопки в Помпеях, что оказало на него огромное впечатление. Это увлечение возрождением прошлого задало направление для создания картины. Брюллов тщательно изучал археологические и литературные источники для работы над полотном.

Картина Последний день Помпеи

На пересечении классицизма и романтизма

Картина "Последний день Помпеи" демонстрирует уникальный стиль Карла Брюллова, который сочетает элементы классицизма и романтизма. Историческая тема полотна вдохновлена не героями, а народной трагедией, показывая реальные события через выразительность романтического движения и классические композиционные традиции.

Композиция выстроена в форме треугольника, где каждый персонаж представляет собой отдельную драму. Центральное место занимает ребенок возле тела своей погибшей матери — символ перетекания старого мира в новый, интегрированный романтической символикой.

Игра светотени и насыщенный колорит также демонстрируют отклонения от классических норм, внося дополнительные драматические нотки и подчеркивая атмосферу картины.

Триумф картины в Европе

Создание картины заняло шесть лет — с 1827 по 1833 год. Выставленная в 1833 году в Милане, она была встречена публикой с небывалым восторгом, завоевав художественный мир. Критики хвалили, а Брюллов пережил настоящее признание и триумф.

В 1834 году полотно было выставлено на парижском Салоне. Несмотря на сдержанность французской критики, Брюллов был удостоен золотой медали от Академии художеств Франции, что подтверждало его высокий статус художника.

На родине, в России, картина привлекла огромное внимание. Николай I желал лично встречаться с художником. Полотно доставлено в Санкт-Петербург, где привело в восхищение видных деятелей искусства. Многие авторитеты, такие как Александр Пушкин, упоминали "Последний день Помпеи" в своих работах, признавая его значимость для истории российского искусства.