23 декабря 1799 года на свет появился Карл Брюллов. Он был потомком скульптора из Франции Поля Брюлло и стал одним из семерых братьев и сестер. Семья оказалась весьма творческой: братья Павел, Иван и Федор стали художниками, а Александр выбрал путь архитектора. Однако, наибольшую известность получил именно Карл за создание картины "Последний день Помпеи" в 1833 году, которая стала главным трудом его жизни. Рассмотрим, как создавалось это произведение искусства.
Карл Брюллов. Автопортрет. 1836
История создания полотна
Идея для написания картины "Последний день Помпеи" возникла у Брюллова во время его пребывания в Италии, куда он направился в 1822 году по поручению Императорской Академии художеств. Вместо планируемых четырех лет, он жил в Италии на протяжении 13 лет.
Сюжет картины основан на драматической катастрофе, которая поразила древний город Помпеи у подножия Везувия. 24 августа 79 года н. э. извержение вулкана уничтожило город и унесло жизни более двух тысяч человек.
Увлечение археологическими раскопками Помпеи началось в 1748 году благодаря военному инженеру Рокке де Алькубьерре. Эти события вдохновили многих деятелей искусства. В 1825 году вышла опера, посвященная гибели города, а в 1834 году был опубликован роман Эдварда Бульвер-Литтона на ту же тему.
В 1827 году Брюллов посетил раскопки в Помпеях, что оказало на него огромное впечатление. Это увлечение возрождением прошлого задало направление для создания картины. Брюллов тщательно изучал археологические и литературные источники для работы над полотном.
На пересечении классицизма и романтизма
Картина "Последний день Помпеи" демонстрирует уникальный стиль Карла Брюллова, который сочетает элементы классицизма и романтизма. Историческая тема полотна вдохновлена не героями, а народной трагедией, показывая реальные события через выразительность романтического движения и классические композиционные традиции.
Композиция выстроена в форме треугольника, где каждый персонаж представляет собой отдельную драму. Центральное место занимает ребенок возле тела своей погибшей матери — символ перетекания старого мира в новый, интегрированный романтической символикой.
Игра светотени и насыщенный колорит также демонстрируют отклонения от классических норм, внося дополнительные драматические нотки и подчеркивая атмосферу картины.
Триумф картины в Европе
Создание картины заняло шесть лет — с 1827 по 1833 год. Выставленная в 1833 году в Милане, она была встречена публикой с небывалым восторгом, завоевав художественный мир. Критики хвалили, а Брюллов пережил настоящее признание и триумф.
В 1834 году полотно было выставлено на парижском Салоне. Несмотря на сдержанность французской критики, Брюллов был удостоен золотой медали от Академии художеств Франции, что подтверждало его высокий статус художника.
На родине, в России, картина привлекла огромное внимание. Николай I желал лично встречаться с художником. Полотно доставлено в Санкт-Петербург, где привело в восхищение видных деятелей искусства. Многие авторитеты, такие как Александр Пушкин, упоминали "Последний день Помпеи" в своих работах, признавая его значимость для истории российского искусства.