Мастера эпохи барокко в русском провинциальном музее
В 1976 году в молодом Ирбитском государственном музее изобразительных искусств, расположенном в небольшом уральском городке, появилась уникальная коллекция живописи и графики. Коллекция была передана из Эрмитажа и Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В неё вошли 11 картин и несколько сотен гравюр и рисунков. Среди них случайно оказались полотна мастеров барокко - Рубенса и Ван Дейка. Эти произведения требовали реставрации и атрибуции. Какие произведения искусства оказались в маленьком уральском городе?Две инфанты Антониса ван Дейка
В 1627 году фламандец Антонис ван Дейк, известный портретист, вернулся из Италии в Антверпен. Испанская принцесса-инфанта Изабелла Клара Евгения, вдовствующая эрцгерцогиня, заказала у него парадный портрет. Ван Дейк использовал подготовительный эскиз Питера Пауля Рубенса, на котором Изабелла была изображена в монашеском облачении. Первый вариант портрета, созданный в 1627 году, так впечатлил Изабеллу, что она предложила Ван Дейку роль придворного художника и наградила его золотой цепью, стоимость которой равнялась трехлетнему доходу хорошего плотника. Ван Дейк и его помощники продолжили создавать вариации портрета, который часто дарили во время дипломатических миссий.
Исследователи выяснили, что было создано более дюжины портретов Изабеллы, выполненных Ван Дейком с небольшими модификациями. Первоначально картины, размещенные в запасниках Эрмитажа, приняли за копии, но после реставрации выяснилось, что это подлинник работы Ван Дейка.
Живые глаза Марии Магдалины: подлинник Рубенса
Картина "Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой" - одно из произведений, которые в 1976 году оказались в Ирбитском музее. После реставрации выяснилось, что это подлинник работы Питера Пауля Рубенса. Картина, написанная в 1618-1620 годах, изображает встречу Магдалины с Христом и её раскаяние, сюжет, любимый католической иконографией. В процессе очистки картины установлено, что над ней также трудились ученики Рубенса, включая Антониса ван Дейка и Якоба Йорданса.
Потерянный живописный эскиз Рубенса
До недавнего времени считавшаяся копией, картина "Оплакивание Христа" оказалась подлинным эскизом Рубенса к его великому произведению, хранящемуся в Риме. После революции 1917 года работа была национализирована, попала в Эрмитаж, а затем в Ирбитский музей, где благодаря современным методам анализа её атрибуция была подтверждена.
Одни из самых масштабных европейских гравюр
После передачи в 1976 году от ГМИИ им. Пушкина в Ирбитский музей, здесь оказались две масштабные графические работы – «Поругание Христа» Франсуа Ланго и «Тайная вечеря» Поля Дево, интерпретирующие живописные произведения великих мастеров Рубенса и Ван Дейка. Эти произведения были восстановлены и выставлены в музее, становясь редкими экземплярами в мировых арт-сообществах.