До 29 января в Московском музее современного искусства проходит выставка «Грани ХХ века», представляя шедевры из коллекции Самарского художественного музея. Что кроется за «суровым стилем» живописи и почему изображение рук так важно для портретного искусства? Это и многое другое можно узнать, изучая семь воплощений художественного мастерства XX века, представленных на экспозиции.

Валентин Белоусов. «Карусель». 1967

 

Валентин Белоусов. Карусель (фрагмент). 1967.

Самарский областной художественный музей, Самара 

Валентин Белоусов родился в Куйбышеве в 1930 году. На его творческое воспитание оказали влияние 1960-е годы, когда в СССР сформировался новый стиль живописи – «суровый». Его художники стремились противопоставить свои произведения советскому социалистическому реализму сталинской эпохи. Белоусов пытался найти уникальный путь в искусстве.

«Художник должен стремиться к уникальности и преломлять мир через свое видение. Мой путь заключается в том, чтобы через краски передать что-то особенное», – пояснял Белоусов.

Его работы отличается простыми композициями и динамизмом. Украшая пейзаж новой композицией, Белоусов сформировал собственное направление в искусстве – городской пейзаж с видом с высоты птичьего полета.

Юрий Боско. «Будни Сталинградской ГЭС». 1959–1960

 

Юрий Боско. Будни Сталинградской ГЭС (фрагмент). 1959–1960.

Самарский областной художественный музей, Самара 

Волжская ГЭС по-прежнему является крупнейшей в Европе. Работа на «стройке века» считалась престижной, и многие рабочие освоили новые профессии. В своей картине «Будни Сталинградской ГЭС» Юрий Боско запечатлел будни стройки, ставшей историей.

Созданная накануне окончания большого строительства, картина демонстрирует уникальную канатную дорогу, используемую для транспортировки людей и материалов. Это непосредственное изображение революционного подхода в строительстве гидроэлектростанций.

Экспонировавшаяся на многочисленных выставках, работа содержит яркие цвета и динамичную композицию, напоминающую стиль Александра Дейнеки.

Исаак Бродский. «В.И. Ленин в Смольном». 1935

 

Исаак Бродский. В.И. Ленин в Смольном (авторское повторение; фрагмент). 1935.

Самарский областной художественный музей, Самара 

Искусство советской эпохи 1930-х полагалось на нейтральных художников, готовых выполнять важные государственные заказы. Исаак Бродский, талантливый мастер и ученик Ильи Репина, стал ярким примером такого художника. После революции он присоединился к Ассоциации художников революционной России и посвящал свои полотна жизни простых людей.

Бродский писал портреты Ленина, которых создал множество. Среди них наиболее известна картина «В.И. Ленин в Смольном», стремящаяся к документальности и вниманию к деталям.

Владимир Васильев. «Первоклассница». 1949

 

Владимир Васильев. Первоклассница. 1949.

Самарский областной художественный музей, Самара 

Владимир Васильев начинал как скульптор, но вскоре переключился на живопись. Во время войны он работал над плакатами и оформлением театров. В 1940-х годах социалистический реализм стал основным художественным направлением, меняясь вслед за изменением идеологии.

Его картина «Первоклассница», созданная на тему детства, вписывается в оптимистичную тенденцию советского искусства. Художники должны были показать светлое будущее для детей, рожденных в нелегкие военные годы.

Виктор Ефанов. «Портрет скульптора В.П. Акимова». 1942

 

Виктор Ефанов. Портрет скульптора В.П. Акимова (фрагмент). 1942.

Самарский областной художественный музей, Самара 

Виктор Ефанов добился известности благодаря своим монументальным работам, изображающим известных личностей СССР. В годы войны, будучи эвакуированным, он продолжал работать над портретами солдат и деятелей культуры.

Ефанов придавал большое значение изображению рук, считая их важной частью портрета, как «второй портрет» человека.

Владимир Стожаров. «Московская сдоба». 1964

 

Владимир Стожаров. Московская сдоба (фрагмент). 1964.

Самарский областной художественный музей, Самара 

Выпускник Московского института им. В. Сурикова, Владимир Стожаров путешествовал по Русскому Северу, собирая материалы для своих работ. Предметам натюрморта в картине «Московская сдоба» придана теплота и оригинальность.

Стожарова сравнивали с Леонардом Туржанским за плотный стиль письма. Его работы отличаются насыщенной цветовой гаммой, привлекающей внимание критиков.

Геннадий Филатов. «Волга у Жигулей». 1964

 

Геннадий Филатов. Волга у Жигулей. 1964.

Самарский областной художественный музей, Самара 

Природные пейзажи Самарской области вдохновили Геннадия Филатова на создание картины «Волга у Жигулей». Родившийся в Москве, он переехал в Куйбышев во время войны.

В работе Филатова можно увидеть надвигающуюся грозу над Волгой, а также множество деталей: лодки, человеческие фигуры и суда. Основной акцент на красный семафорный знак.