Процветание русской художественной школы началось в XVIII столетии с открытием Императорской Академии художеств. Среди ее выпускников такие известные живописцы, как Фёдор Рокотов, Иван Айвазовский, Василий Суриков и многие другие видные мастера. С 1890 года женщины также получили возможность учиться в Академии, и многие из них заняли значительное место в мире искусства: Ольга Лагода-Шишкина, Софья Сухово-Кобылина, Анна Остроумова-Лебедева.
К 20 веку число женщин в живописи значительно возросло. Их работы были представлены в книгах классиков, на открытках, и театральных афишах. Истории некоторых из этих выдающихся художниц, чьи работы распространялись по всей стране, мы представим далее.
Елизавета Бём
Елизавета Бём, выдающийся иллюстратор, своими корнями принадлежала к древнему татарскому роду Эндауровых. Она обучалась в Санкт-Петербурге, в Рисовальной школе Общества поощрения художников с 1857 по 1864 год. Ее первые произведения были созданы в родовом имении в Ярославле — рисовала для книг Николая Некрасова. В 1875 году она выпустила альбом открыток "Силуэты" с иллюстрациями на бытовые темы. Елизавета работала с Львом Толстым и Иваном Сытиным, создавая иллюстрации для детских изданий и журналов. Ее открытки, в частности серии «Пословицы в силуэтах», стали популярны как в России, так и за ее пределами, печатаясь в Америке, Лондоне, Париже и Берлине.
Антонина Ржевская
Антонина Ржевская, одна из первых женщин, принятой в Товарищество передвижных художественных выставок, наследовала традицию жанровой живописи и портретов. Она училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, и вскоре начала профессиональную карьеру живописца. Ее работы часто изображали сцены из повседневной жизни. Картина "Сироты" была куплена известным книгоиздателем. В 1890-х она выставлялась с передвижниками, а ее картина "Веселая минутка" была приобретена П.М. Третьяковым для частной галереи.
Людмила Маяковская
Старшая сестра известного поэта Владимира Маяковского, Людмила, посвятила свою карьеру текстильной индустрии. Изучила набивное дело в Строгановском училище, позднее стала работать на мануфактурах Москвы. На протяжении своей карьеры, Людмила принимала участие в инновациях, запатентовав метод аэрографии по текстилю. Также, она сотрудничала с РОСТА, занимаясь производством плакатов. С 1929 года параллельно работала преподавателем в Московском текстильном институте и была активным хранителем наследия своего брата.
Соня Терк-Делоне
Настоящее имя известной художницы-абстракционистки Сони Терк-Делоне — Сара Штерн. Родилась она в 1885 году в Градижске и рано увлеклась искусством. Поступила в Академию изящных искусств Карлсруэ, а впоследствии училась в Париже. Ее работы отражали влияние таких мастеров, как Винсент ван Гог и Поль Гоген. Выйдя замуж за Робера Делоне, она работала в направлении кубизма. Во время Первой мировой войны Соня Терк перебралась в Испанию и продолжила творчество там. Возвратившись в Париж, она открыла ателье, занималась разработкой текстильных узоров и оформлением театральных костюмов. В 1964 году стала первой женщиной, удостоенной персональной выставки в Лувре.
Надежда Удальцова
Надежда Удальцова — влиятельная фигура русского авангарда. Она начала свой творческий путь с обучения в частной школе Константина Юона и дальнейшего изучения искусства за границей. Посещение Дрезденской галереи и встречи с произведениями Виктора Борисова-Мусатова оказали значительное влияние на ее стиль. В 1908 году Надежда вышла замуж за историка Александра Удальцова и стала частью московского авангардного сообщества. Ее стиль к 1913 году начал включать элементы кубизма, проявившиеся в работах такого времени, как «Швея» и «Композиция». После революции 1917 года она сосредоточилась на преподавании и участии в выставках.
Любовь Попова
Представительница конструктивизма Любовь Попова начала свое обучение под руководством Константина Юона и позже изучала работы итальянских примитивистов и французских импрессионистов. Основные влияния на ее творчество оказали Владимир Татлин и Казимир Малевич. Она участвовала в значимых выставках и работала в сценографии, создавая уникальные декорации для театральных постановок. Впоследствии она работала над текстильными проектами и дизайном одежды.
Надя Леже
Надя Леже, по отцу родственница известного поэта В. Ходасевича, начала свою карьеру в Витебске, ознакомившись с супрематизмом. Вскоре она переехала в Париж, где училась у Фернана Леже, став впоследствии его женой. Надя оставила значительный след как в художественном авангарде, так и в экспонировании искусства. Ее деятельность в Париже и СССР оставила значимый след в культурной связи данных регионов.