Процветание русской художественной школы началось в XVIII столетии с открытием Императорской Академии художеств. Среди ее выпускников такие известные живописцы, как Фёдор Рокотов, Иван Айвазовский, Василий Суриков и многие другие видные мастера. С 1890 года женщины также получили возможность учиться в Академии, и многие из них заняли значительное место в мире искусства: Ольга Лагода-Шишкина, Софья Сухово-Кобылина, Анна Остроумова-Лебедева.

К 20 веку число женщин в живописи значительно возросло. Их работы были представлены в книгах классиков, на открытках, и театральных афишах. Истории некоторых из этих выдающихся художниц, чьи работы распространялись по всей стране, мы представим далее.

Елизавета Бём

Елизавета Бём. Открытка «Не по хорошему мил, а по милу хорош» (фрагмент). Иллюстрация из альбома «Пословицы в силуэтах». Санкт-Петербург, 1884. Российская государственная библиотека, Москва

Елизавета Бём. Открытка «Песню кто уразумеет, кто поймет ее слова…» (фрагмент). Начало ХХ века. Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник, Ростов

Елизавета Бём. Открытка «Большому кораблю — большое и плавание» (фрагмент). Иллюстрация из альбома «Пословицы в силуэтах». Санкт-Петербург, 1884. Российская государственная библиотека, Москва

Елизавета Бём, выдающийся иллюстратор, своими корнями принадлежала к древнему татарскому роду Эндауровых. Она обучалась в Санкт-Петербурге, в Рисовальной школе Общества поощрения художников с 1857 по 1864 год. Ее первые произведения были созданы в родовом имении в Ярославле — рисовала для книг Николая Некрасова. В 1875 году она выпустила альбом открыток "Силуэты" с иллюстрациями на бытовые темы. Елизавета работала с Львом Толстым и Иваном Сытиным, создавая иллюстрации для детских изданий и журналов. Ее открытки, в частности серии «Пословицы в силуэтах», стали популярны как в России, так и за ее пределами, печатаясь в Америке, Лондоне, Париже и Берлине.

Антонина Ржевская

Антонина Ржевская. Музыка (фрагмент). 1903. Нижнетагильский музей изобразительных искусств, Нижний Тагил, Свердловская область

Антонина Ржевская. Сироты (фрагмент). 1893. Севастопольский художественный музей имени М.П. Крошицкого, Севастополь

Антонина Ржевская. Веселая минутка. 1897. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Антонина Ржевская, одна из первых женщин, принятой в Товарищество передвижных художественных выставок, наследовала традицию жанровой живописи и портретов. Она училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, и вскоре начала профессиональную карьеру живописца. Ее работы часто изображали сцены из повседневной жизни. Картина "Сироты" была куплена известным книгоиздателем. В 1890-х она выставлялась с передвижниками, а ее картина "Веселая минутка" была приобретена П.М. Третьяковым для частной галереи.

Людмила Маяковская

Людмила Маяковская. Образец ткани. Бархат, аэрография. Не позднее 1972. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва

Владимир Маяковский. Портрет сестры Людмилы (фрагмент). Фотокопия с картины. 1911. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва

Людмила Маяковская. Образец ткани. Бархат, аэрография. Не позднее 1972. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва

Старшая сестра известного поэта Владимира Маяковского, Людмила, посвятила свою карьеру текстильной индустрии. Изучила набивное дело в Строгановском училище, позднее стала работать на мануфактурах Москвы. На протяжении своей карьеры, Людмила принимала участие в инновациях, запатентовав метод аэрографии по текстилю. Также, она сотрудничала с РОСТА, занимаясь производством плакатов. С 1929 года параллельно работала преподавателем в Московском текстильном институте и была активным хранителем наследия своего брата.

Соня Терк-Делоне

Соня Терк-Делоне. Электрические призмы (фрагмент). 1914. Музей современного искусства Парижской мэрии, Париж, Франция

Соня Терк-Делоне. Певец фламенко (фрагмент). 1916. Музей современного искусства Парижской мэрии, Париж, Франция

Соня Терк-Делоне. Композиция (фрагмент). 1947. Частное собрание

Настоящее имя известной художницы-абстракционистки Сони Терк-Делоне — Сара Штерн. Родилась она в 1885 году в Градижске и рано увлеклась искусством. Поступила в Академию изящных искусств Карлсруэ, а впоследствии училась в Париже. Ее работы отражали влияние таких мастеров, как Винсент ван Гог и Поль Гоген. Выйдя замуж за Робера Делоне, она работала в направлении кубизма. Во время Первой мировой войны Соня Терк перебралась в Испанию и продолжила творчество там. Возвратившись в Париж, она открыла ателье, занималась разработкой текстильных узоров и оформлением театральных костюмов. В 1964 году стала первой женщиной, удостоенной персональной выставки в Лувре.

Надежда Удальцова

Надежда Удальцова. Швея (фрагмент). 1912–1913. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Надежда Удальцова. Красная фигура (фрагмент). 1915. Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник, Ростов

Надежда Удальцова. Ресторан (фрагмент). 1915. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Надежда Удальцова — влиятельная фигура русского авангарда. Она начала свой творческий путь с обучения в частной школе Константина Юона и дальнейшего изучения искусства за границей. Посещение Дрезденской галереи и встречи с произведениями Виктора Борисова-Мусатова оказали значительное влияние на ее стиль. В 1908 году Надежда вышла замуж за историка Александра Удальцова и стала частью московского авангардного сообщества. Ее стиль к 1913 году начал включать элементы кубизма, проявившиеся в работах такого времени, как «Швея» и «Композиция». После революции 1917 года она сосредоточилась на преподавании и участии в выставках.

Любовь Попова

Любовь Попова. Пространственно-силовое построение. 1921. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Любовь Попова. Бакалейная лавка (фрагмент). 1916. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Любовь Попова. Живописная архитектоника. 1918. Ярославский художественный музей, Ярославль

Представительница конструктивизма Любовь Попова начала свое обучение под руководством Константина Юона и позже изучала работы итальянских примитивистов и французских импрессионистов. Основные влияния на ее творчество оказали Владимир Татлин и Казимир Малевич. Она участвовала в значимых выставках и работала в сценографии, создавая уникальные декорации для театральных постановок. Впоследствии она работала над текстильными проектами и дизайном одежды.

Надя Леже

Надя Леже. Автопортрет. Не позднее 1982. Музей народной славы, деревня Зембин, Минская область, Республика Беларусь

Фернан Леже. Чтение (портрет Нади Леже) (фрагмент). 1949. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва

Надя Леже. Владимир Маяковский в 1910 году. 1953. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва

Надя Леже, по отцу родственница известного поэта В. Ходасевича, начала свою карьеру в Витебске, ознакомившись с супрематизмом. Вскоре она переехала в Париж, где училась у Фернана Леже, став впоследствии его женой. Надя оставила значительный след как в художественном авангарде, так и в экспонировании искусства. Ее деятельность в Париже и СССР оставила значимый след в культурной связи данных регионов.