Картины, скрывающие любовные тайны

На первый взгляд, многие шедевры русских художников не имеют отношения к романтическим темам, однако они могут скрывать истории о глубокой любви. Этот обзор расскажет, как знаменитые мастера искусства и их заказчики выражали свои чувства в полотнах.

Федор Рокотов. «Портрет неизвестного в треуголке»

Федор Рокотов. Портрет неизвестного в треуголке (фрагмент). 1770-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В Государственной Третьяковской галерее хранится загадочный портрет неизвестного, созданный Федором Рокотовым. Ранние предположения искусствоведов указывали на изображение Алексея Бобринского — сына Екатерины II и Григория Орлова. Однако рентгеновские исследования раскрыли, что первоначально на полотне была женская фигура. Современные исследователи считают, что художник написал Олимпиаду Струйскую, первую жену помещика Николая Струйского. Эту работу он переделал в мужскую фигуру по просьбе Струйского в память о покойной супруге.

Михаил Врубель. «Мадонна с младенцем»

Михаил Врубель. Мадонна с младенцем (фрагмент). 1884–1885. Кирилловская церковь, Киев, Украина

Искусствовед и богослов Адриан Прахов пригласил Михаила Врубеля в Киев для создания икон Кирилловской церкви в византийском стиле. Врубель стал частым гостем у Праховых и, как полагают исследователи, влюбился в Эмилию Прахову, жену своего учителя. Хотя прямых доказательств его привязанности нет, предполагается, что он выразил свои чувства в образе Богоматери, запечатленной с чертами Эмилии.

Михаил Нестеров. «Образ святой Варвары»

Михаил Нестеров. Святая Варвара (фрагмент). 1894. Музей-квартира Н.С. Голованова, Москва

Михаил Нестеров также испытал влечение к семье Праховых, ведь его внимание привлекла Елена, дочь Адриана Прахова. Она стала прототипом для святой Варвары в его росписи Владимирского собора. Однако, общественность не одобрила портретное сходство, и Нестерову пришлось изменить лицо фигуры, чему он сильно сожалел.

Иван Горохов. «У постели выздоравливающей»

Иван Горохов. У постели выздоравливающей (фрагмент). 1886. Национальный музей Республики Бурятия, Улан-Удэ

Эта работа была итоговым проектом Ивана Горохова. Он написал обеих героинь – выздоравливающую девушку и подругу, читающую ей книгу, — с одной натурщицы, своей невесты Верочки, проявляя к ней глубокую привязанность. Дипломная работа создавалась в интимной домашней атмосфере, привнося в сюжет особую эмоциональность.

Исаак Левитан. «Над вечным покоем»

Исаак Левитан. Над вечным покоем (фрагмент). 1894. Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Над вечным покоем» — шедевр Исаака Левитана, созданный под влиянием романтических отношений с Софьей Кувшинниковой. Она играла Бетховена во время работы над картиной, что отразилось в эмоциональной глубине произведения. Путешествия и их совместные поездки привели к созданию интерпретаций природы и архитектуры с пейзажами города Плеса.